Условиях ограничения использования традиционных хладагентов очевидно, что «зелёная повестка» не обойдёт своим вниманием и автомобильные устройства кондиционирования, которые являются, наверное, одним из самых массовых бытовых холодильных агрегатов.
Очевидными требованиями к такой технике являются компактность и безопасность, поэтому и хладагенты приходится подбирать исходя из возможностей выполнения этих условий.
Углекислота (CO2, маркируется R744).
На сегодня этот тип хладагента начинает свое применение не только в автомобильных кондиционерах, но и в автомобильных тепловых насосах.
Агрегаты на CO2 могут являются достаточно компактными, а сам хладагент абсолютно не горюч. и негорючими, что делает их подходящими для использования в автомобилях. Углекислота так же обеспечивает отличную производительность теплового насоса, особенно в холодном климате.
Тем не менее, имеется и ряд существенных недостатков: система на СО2 работает при очень высоком давлении, что увеличивает её сложность и стоимость материалов. Она также чувствительна к оптимизации капиллярных трубок и объема заправки, что требует тщательного проектирования системы. В итоге достижение высокой эффективности в системах кондиционирования воздуха может оказаться сложной технической задачей, поскольку дополнительно могут потребоваться эжекторы, внутренние теплообменники и газоохладители.
Пропан (C3H8, маркируется R290)
Пропан более эффективен и использует традиционные системные компоненты, но его воспламеняемость накладывает ограничения на объем заправки. В итоге именно вопросы безопасности до сих пор являются основной проблемой при внедрении пропана в мобильные холодильные системы. Пока пропан не предлагается ни в одной автомобильной систем, но блоки кондиционирования с использованием R290 набирают популярность в пассажирском железнодорожном транспорте.
Резюме: пропан и CO2 являются реальными альтернативами для мобильных кондиционеров и тепловых насосов, однако их широкое применение все же вопрос дня завтрашнего.