Когда мы говорим о холодильном оборудовании (как промышленном, так и бытовом), то неотъемлемой его компонентой считаем тот или иной хладагент. Это, по сути своей, настоящая «кровь» холодильной системы. Однако ещё в 1987 году был подписан Монреальский протокол, который вынудил срочно искать замену традиционным, но, к сожалению, озоноразрушающим хладагентам на базе фтора.
Одной из альтернатив стал такой привычный в бытовом смысле пропан. Его маркируют R290 и применяют не в чистом виде, а в составе газовых смесей с массовой долей до 55%.
Чем же он столь интересен? На первый взгляд все довольно просто: пропан – природный газ, для его получения не нужно проводить химический синтез. У него хорошие показатели холодопроизводительности, а техника на таком хладагенте отличается низким потреблением электроэнергии и хорошим коэффициентом преобразования. Правда, у него есть два серьезных недостатка, которые долгое время вынуждали ограничивать его применение в холодильном оборудовании: высокая пожароопасность и необходимость использования компрессора с большим рабочим объемом.
Первый недостаток привел к отказу от применения пропана в автомобильных кондиционерах, а второй – в преимущественном использовании R290 для промышленных систем. Например, рабочее давление хладагента на основе пропана выше, чем у R600a, R134a, R22 и аналогов, поэтому стенки медных трубок фреоновой магистрали толще обычных.
В итоге, стоимость техники на R290 оказывается несколько выше, чем на большинстве других хладагентов, но в долгосрочной перспективе она окупается, поскольку пропан гораздо дешевле других фреонов, доступнее, а для заправки в систему его требуется гораздо меньше. Экономия при заправке системы может достигать 60%. Пропан совместим с любыми компрессорными маслами.
До недавнего времени R290 применяли в основном как хладагент в чиллерах, мультизональных кондиционерах, тепловых насосах и системах охлаждения на производстве, а «Зелёная повестка» в Европе стана настоящим драйвером для развития бытового применения R290 (пропана) в домашних охладителях. Например, использование привычных фторсодержащих газов в сплит-системах до 12 кВт ограничивают в 2029 году и полностью запрещают начиная с 2035 года, поэтому поставщики климатической и холодильной техники были вынуждены перейти на применения R290 уже и в маломощных устройствах.
Китайский производитель Midea представил сплит-систему на пропане ещё в 2021 году, чуть позже и компания Haier, немецкая Kältebringer и итальянская OEM Clivet выпустили аналогичную продукцию. Большинство этих устройств, правда, имеют мощность до 3,5 кВт и пока внедрение кондиционеров на пропане происходит относительно медленно.
Тем не менее, тенденция "пропанизации" постепенно нарастает даже за пределами Европы (индийская Godrej сегодня предлагает сплит-системы мощностью 5,3 кВт на пропане для азиатского рынка) и можно резюмировать, что применение природных углеводородов нашло очередную нишу для развития и потребления.