Сообщество зимних волшебников и властителей холода очень велико и у огромного числа народов нашей страны имеется аналог того, кого мы в центральной России называем Дед Мороз.
Дед Мороз у нас считается главным зимним волшебником считается Дед Мороз, а с 1998 года его родиной принято называть город Великий Устюг в Вологодской области. Образ Мороза (Карачуна или Трескунца) является скорее языческим символом холода и зимы, а впервые был описан в сборнике «Сказки дедушки Иринея» Владимиром Одоевским. Там Мороз Иванович жил в ледяном доме и спал на перине из пушистого снега, но, в отличие от современных версий, он не дарил подарки, а награждал серебряными пятачками только за хорошее поведение или службу. У Николая Некрасова в произведении «Мороз — Красный нос» Мороз является повелителем ледяного холода и пурги, который любит обходить свои владения и хвастаться своей силой перед людьми. Вообще, поначалу имя Деда Мороза совершенно не ассоциировалось ни с Рождеством, ни с Новым годом.
Современный образ сказочного волшебника, дарящего детям подарки, был создан уже советскими кинематографистами в только 1930-х годах, а в декабре 1935 года в газете «Правда» появилась статья, в которая инициировала организацию для детей праздничных ёлок и стала началом кампании по «реабилитации» в СССР празднования Нового года, которое ранее было объявлено буржуазным пережитком и даже запрещено.
Кыш Бабай считается героем новогодних праздников в Татарстане. Это совершенно самобытный персонаж из тюркской мифологии — зимнее божество Тенгри, родившееся в ночь с 21 на 22 декабря, ведь именно в этот день тюркские народы отмечали Новый год.
Ямал Ири главный зимний волшебник в Ямало-Ненецком автономном, который объединяет в себе лучшие качества коренных народов Севера, носит оригинальую одежду, подпоясываясь стильным поясом, украшенным изделиями из кости мамонта. Он владелец чудесного посоха и волшебного бубна из оленьей шкуры, отгоняющего злых духов. Его верные друзья и спутники - собаки хаски.
Тол Бабай в Удмуртии считают родственником великанов, которые жили на прикамских просторах еще до появления людей. Он умеет говорить на языке птиц и зверей, а также обладает знаниями о целебных свойствах растений. Однако, за сотни лет его облик изменился и теперь Тол Бприходит зимой к людям в образе мудрого Старца.
Йушто Кугыза - Марийский Дед Мороз. На языке народа мари его имя означает «Холодный дедушка». Внешне Йушто Кугыза напоминает классического Деда Мороза: большая белая борода, длинный теплый белоснежный тулуп и рукавицы, украшенные национальным марийским орнаментом, меховая шапка с белым верхом и волшебный посох из дерева. Подпоясывается красным кушаком.
Паккайне - карельский Дед Мороз, не выглядит как дедушка, а похож на доброго молодца, который родился 1 декабря, в сильный мороз. Он рос не по дням, а по часам, и к концу своей первой зимы превратился в статного юношу и занялся торговлей.
Чысхаан – сказочный зимний повелитель холода из Якутии. Он выглядит как старец с длинной бородой, но его современный образ появился лишь в 1990-х годах, когда статуэтку Чысхаана создали на республиканском конкурсе «Создание символа Полюса Холода».
Саган Убген (Сагаан Убугун) — бурятский зимний волшебник. По легенде, он сразу родился стариком, поскольку именно такое наказание выбрали волшебники для его матери, которая отказалась дать им попить воды. Главный зимний кудесник Бурятии обладает совершенно особым посохом с навершием в виде головы дракона, а его белая шуба и меховая шапка украшены национальным бурятским орнаментом.
Якшамо Атя - Мордовский Дед Мороз. Гостей он встречает в кафтане с мордовским орнаментом, белой рубахе, с посохом с рогатиной на конце.
Хель Мучи - Дед Мороз из Чувашии. Это исключительно музыкальный зимний волшебник, который не только играет на древних народных инструментах, но и сам их делает. У него есть сундук, исполняющий желания, говорящий самовар.
Соок Ирей новогодний волшебника из Тувы. О нем упоминается уже в местной «Легенде о сотворении мира». Соок Ирей одевается в одежду синего и белого цвета (как снег и лед), а его спутница и помощница - Тугэни Энекэн (Матушка-Зима).
Кöдзыд Пöль добрый зимний волшебник из Коми. Он одет не в тулуп, а в короткую куртку, почти как у финского Йоулупукки (что и не удивительно, учитывая финно-угорские корни местных народов), на голове у него небольшая шапочка, а борода разделена на несколько завитых частей.
В России проживают разные народы и народности, у многих из них есть свои зимние волшебники, но Новый год - праздник, одинаково любимый всеми. С наступающим.